Амбулаторная карта стала виртуальной

В Витебском областном диагностическом центре нет привычных стеллажей с амбулаторными картами: после модернизации локальной компьютерной сети здесь полностью перешли на электронные носители

Создание АСУ начиналось в 1995 г. — с объединения всех отделений центра в локальную вычислительную сеть (ЛВС), пропускная способность которой составляла 10 Mb в сек. и реализована была на базе коаксиального кабеля. Тогда в сети работало 8 компьютеров IBM–286. Из-за особенностей здания и непланового расширения за несколько лет инфраструктура ЛВС оказалась очень запутанной, что мешало быстро и качественно устранять неисправности; срок эксплуатации коаксиального кабеля был превышен. Сеть перестала справляться с нагрузкой, участились сбои в работе. С 2002 г. поэтапно, с регистратуры, отделений ФД и УЗИ, начали модернизацию ЛВС. В 2006 г. полностью ее перевели с коаксиального кабеля на быстродействующий, отказоустойчивый вид сети «витая пара» (RJ–45). Пропускная способность сети возросла до 100 Mb (в 10 раз), а на некоторых участках до 1 Gb. Модернизирован сервер. На нем организован дисковый массив по типу «зеркало», т. е. при выходе одного из жестких дисков из строя информация в полном объеме сохранится на втором. Сегодня в центре функционируют 120 компьютеров. В АСУ центра интегрированы 10 подпрограмм, объединенных единой инфобазой: «АРМ-регистратор», «АРМ-врач-диагност», «АРМ-лаборатория», «АРМ-расписание», «Статистика», «Контроль качества», «Норма-тивно-справочная информация», «АРМ-международный классификатор болезней», «АРМ-кадры», «АРМ-платные услуги». В базе данных 436 тыс. пациентов. При первом посещении на пациента заводится электронная карта, присваивается уникальный электронный номер. При внесении данных медрегистратором автоматически исключается возможность дублирования информации. Запись на прием на текущий или последующие дни — в зависимости от расписания врача и пожеланий пациента. «АРМ-регистратор» пользуется графиком приема, созданным в «АРМ-расписании».
Администратор базы данных создает его по требованиям зав. регистратурой и зав. отделениями на следующую неделю или вносит изменения в существующее (меняет врачей на приеме, закрывает открытое расписание). Можно создавать расписание на каждое отделение и кабинет, учитывать норму нагрузки и интервал приема. Учитываются талоны на исследования для ЛПУ области и резерв врачей диагностического центра. Для консультативной поликлиники, центра пароксизмальных состояний, медико-генетической консультации — дни, закрепленные за районами. А для регулирования пациентопотока — выделенное количество мест для конкретного специалиста. Врачи консультативной поликлиники могут направить пациента к смежному специалисту на дополнительную консультацию. Основное достоинство нашей сети — в регистратуре пациента записывают на прием, вносят и корректируют данные, а в кабинете врача — сразу виден список будущих пациентов. Все исследования и лабораторные анализы доступны для просмотра тотчас после их описания. Сегодня в отделениях ФД и УЗИ, эндоскопии, центра пароксизмальных состояний, консультативной поликлиники все методики формализованы, т.е. существуют планы осмотра, и необходимо просто выбрать нужные фразы. Например, для УЗИ щитовидной железы автоматически считается объем щитовидной железы с выводом на экран норм, для скрининга — риск по синдрому Дауна, для осмотра гинеколога-эндокринолога и эндокринолога — ИМТ. Возможно стандартное описание путем выбора пункта «Норма». Создание электронной версии амбулаторной карты начиналось в центре пароксизмальных состояний в 2005 г. В сентябре 2006 г. все специалисты консультативной поликлиники перешли на электронную амбулаторную карту. Принцип работы одинаков для всех отделений центра. Отличие — в описательной части. Карточка содержит жалобы, анамнез morbi, анамнез vitae, объективный осмотр, рекомендуемые обследования, предварительный диагноз, пройденные обследования, и на основании объективного осмотра и результатов пройденных обследований — клинический диагноз, диагноз по МКБ–10 и рекомендуемое лечение. Основная проблема при создании электронной истории болезни — формализация методики конкретного специалиста. Для врачей консультативной поликлиники предложена схема на основе учебника пропедевтики. Каждый специалист создал свою методику. Важно, что все врачи при назначении дополнительных методов исследования не отправляют пациента в регистратуру, а записывают его в сетку смежного специалиста самостоятельно. Тем самым уменьшаются очереди в регистратуре и предотвращаются конфликтные ситуации. С ноября 2006 г. результаты исследований передаются по электронной почте. Печатаем их обязательно для платных пациентов, для экспертной комиссии, для военкоматов, по просьбе — для остальных пациентов. По электронной почте программа автоматически отправляет описание исследования в папку нужного района и учреждения здравоохранения. Системный администратор в определенное время несколько раз в день отправляет заключения по ЛПУ области. «АРМ-лаборатория» предназначена для ввода и получения информации о результатах анализов. К сожалению, автоматического их переноса с анализатора нет, вся информация по регистрации и вводу производится мед-регистраторами вручную. Данные о результатах доступны в «АРМ-враче-диагносте» и для пересылки по электронной почте. Результаты анализов выдаются по фактическим показателям и по норме. Для получения статформ и упрощения отчетности разработана и постоянно модифицируется «АРМ-статистика». Первостепенное значение имеет контроль за выполнением назначений. Предполагается, что при заполнении истории болезни будет пункт «Контроль», разделенный по степеням важности. Фамилии пациентов, которых необходимо строго проконтролировать, будут попадать главврачам ЛПУ вместе с электронной почтой. Эти же фамилии будут и на контроле у зав. отделениями диагностического центра. Идеальный вариант — наличие общей медицинской информационной базы, использование единых АРМ на областном и республиканском уровнях.

Подготовлено Галиной Гульской
Источник -medvestnik.by

Комментарии закрыты.