Психотерапия заикания: от сказки до психосинтеза

По результатам анализа нозологических форм у пациентов психоневрологического отделения Республиканской клинической больницы патологии слуха, голоса и речи, лечившихся за последние 5 лет, в 90% случаев заикания имеются сопутствующие невротические, тревожно-фобические расстройства, тики, энурез, нарушения поведения и другие. В структуре заикания 80% составляет неврозоподобное, 20% — невротическое. Однако данные многолетних наблюдений за больными показывают, что по мере взросления ребенка, особенно в подростковом возрасте, на первый план при неврозоподобных формах выходят реакции избегания общения, лого- и социофобии. Практически каждый ребенок с заиканием нуждается в психотерапевтической и психологической коррекции. Oльга КИСЕЛЕВА, зав. детским психоневрологическим отделением
РКБ патологии слуха, голоса и речи
  В психотерапии детей с нарушениями речи, страхами первостепенное значение имеет игровая и рисуночная терапия, в ходе которой ребенок изживает страхи, отреагирует прошлые психотравмы, учится взаимодействовать со сверстниками, налаживать нарушенные межличностные отношения.

По данным разных исследований, среди детей с нарушениями речи, в т. ч. с заиканием, почти 50% — леворукие, т. е. имеют правополушарный тип (у них прекрасно развито воображение), а у 25–30% оба полушария функционируют одинаково.

Имея более чем 20-летний опыт психотерапевтической работы с детьми, страдающими заиканием, могу утверждать: наиболее успешны в работе с ними гибкие и эффективные методы Эриксоновской психотерапии (Милтон Эриксон — известный американский психотерапевт), использующие сказки, истории, притчи, легенды, метафоры. Последние воздействуют на подсознание и образное мышление, имеют эффект резонанса. Некоторые психотерапевты стараются избегать метафоричности, отдавая предпочтение рациональной терапии, директивным приемам. На мой взгляд, у ребенка с нарушением речи, неврозом такой подход может вызвать сопротивление и не дать желаемого результата. С древних времен сказки, мифы и метафоры играют значительную роль в обучении. Все лучшие сказки народов мира содержат универсальный мудрый архетип: добро побеждает зло; учат быть сильными, бороться и побеждать, что само по себе оказывает мощное лечебное воздействие на любую искалеченную душу. Эриксоновская терапия позволяет установить доверительные взаимоотношения как с малышами, так и с подростками, имеющими проблемы в поведении.

В числе лечебных сказок, используемых в нашем отделении для игровой терапии, популярны «Гадкий утенок», «Золушка», «Серая Шейка», «Волшебник Изумрудного города»… Дети очень любят играть в отважного капитана корабля, преодолевающего шторм, — это образ смелости и решительности. Если предложить ребятам самим распределить роли в сказке «Айболит», то, как правило, самый застенчивый вызывается сыграть пирата, самая примерная и невротичная девочка просит роль Бармалея, а мальчик с гиперактивностью и нарушением поведения — доктора Айболита. Таким образом, дети интуитивно, часто спонтанно, в игре могут отреагировать накопленное напряжение, невротические симптомы. Для пациентов с сопутствующими страхами  (животных, темноты, одиночества) применяются игровые приемы десенсибилизации. Часто вместе с ребенком придумываем сказку или изменяем финал знакомой ему; одна из импровизаций: «Айболит вылечил зубы Бармалею, и тот стал добрым, начал помогать лечить зверей».

Широко применяем пантомиму: жесты, выразительные мимику и взгляды (во время режима молчания и в процессе ролевых игр), это снимает мышечное и нервное напряжение, уменьшает сверхценное отношение к речи.

Для детей с проблемами в учебе и низкой мотивацией к ней уместны любые истории об обучении. Приведу одну из них — о том, как маленький мальчик учился кататься на велосипеде, держать руль и сохранять равновесие: «…Сколько, бывало, шишек и синяков набьешь! Но в один прекрасный момент замечаешь, что уже никто не поддерживает за багажник, и ты едешь самостоятельно. Что при этом происходит? Чувствуешь себя великолепно, словно становишься чуточку выше, словно дышится легче и глубже. Плечи поневоле распрямляются, улыбка светится на губах, а глаза так и сияют от счастья! Это чувство радости за себя и гордости за свой успех — такое огромное, что просто не вмещается в тебе, высоко поднимает твою голову, придает новые силы. Запомни эти ощущения. Твоя работа над речью сейчас чем-то похожа на такие моменты в жизни».

Результативны приемы нейролингвистического программирования — как для наведения транса, так и для дезактуализации психотравмы, перепрограммирования личности. В состоянии легкого транса можно отправиться в путешествие по волнам воспоминаний — в ситуации успеха, удачи, когда что-то получалось особенно хорошо (ресурсный транс). Дети с заиканием, у которых развито образное мышление, охотно вспоминают свои положительные эмоции. Один ребенок — то, как удачно забил гвоздь и заслужил похвалу дедушки; другой — как впервые прочитал без запинки стихотворение и учительница это отметила перед всем классом… Мы учим пациентов, что в ситуациях, когда что-то не получается, нужно вспоминать эпизоды успеха; это стимулирует процессы интеграции в личности, раскрывает новые возможности для развития.

Психосинтез — метод интеграции личности, направленный на осознание своего истинного «Я». Осознание персонального «Я» — условие психического здоровья, реализация трансперсонального «Я» — признак духовного совершенства. Наша психика не изолирована. Она, по образному выражению психолога Ферруччи, плавает в океане коллективного бессознательного. По теории философа Юнга, коллективное бессознательное содержит опыт всего человечества и передается из поколения в поколение. В психосинтезе применяют 2 основных метода: разотождествление, работу над суб-личностями. Человеку свойственно отождествлять себя с наиболее актуальными элементами личности, предположим, такими: «страдающий спортсмен» (на закате карьеры), «неудачник» и т. д. Подобных субличностей у каждого может быть несколько. Для заикающегося подростка вполне приемлема работа над интеграцией личности; с помощью специальных упражнений уверенную часть его личности удается усилить, а трусливую — ослабить. Можно выбрать идеальную модель личности  (образ человека с красивой свободной речью или образ себя в будущем — с хорошей речью, уверенностью в себе) и визуализировать этот образ, запомнить все черты до мельчайших подробностей, впитать в себя — как ресурс для новых полезных изменений. В дальнейшем — работать над формированием новых качеств с помощью самовнушения или систематической тренировки недостаточно развитых функций — памяти, внимания, воображения, четкой неторопливой плавной речи. Анализ личности приводит в конечном итоге к состоянию внутренней гармонии, самодостаточности.

В психосинтезе огромное значение имеют символы. Во всех культурах мира огонь и вода — символ духовного очищения; раскрытие цветка — символ раскрытия способностей; рост молодого растения — символ развития человека и т. д. Мы используем метафоры в сеансах гипноза для улучшения речи: «Представь, как течет спокойная могучая река по равнине, когда она набирает силу, вобрав в себя ручьи, маленькие речки. Она течет спокойно, плавно, неторопливо. Вот точно так же польется и твоя речь». Для избавления от прошлых обид и неудач — сеанс «Голубая лагуна»: «Вода смывает все плохое с души и тела».

Гештальт-терапия эффективна в работе с подростками и взрослыми. Когда человек живет прошлым, к нему приходят чувства печали, гнева, разочарования, обиды. Невротик живет либо прошлым, либо строит несбыточные мечты о будущем. Облегчить душу может катарсис — отреагирование эмоций  (например, нужно просто позволить себе поплакать, ведь природа дала нам слезы именно для этого). Говорим пациентам: осознав какое-то негативное чувство, представьте, что вы погрузили его, как багаж, на отлетающий самолет или отходящий поезд. Примите свое прошлое, как бы горько, печально и одиноко вам ни было. Исполнитесь решимости и желания жить дальше, изменить отношение к жизни. Ищите опору в настоящем. Перемены начинаются с того момента, как вы поняли и приняли себя.

Для гармонизации личности необходимо сосредоточить пациента на ситуации «здесь и сейчас», на простых жизненных вещах. Пациентам очень нравятся упражнения «Сад моей души», «Дом моей души». Оказывается, простая работа по наведению порядка в саду или в доме удивительным образом снимает невротические симптомы, упрощает взгляд пациента на свои внутренние проблемы. Многие подростки отмечают после сеансов: «На душе легко, все стало на свои места».

В нашем отделении специалисты проводят огромную работу по об-учению родителей пациентов оптимальному воспитанию заикающегося ребенка, преодолению семейных конфликтов. Семейная психотерапия, обучение родителей приемам свободной речи помогают успешнее интегрировать ребенка с новой, свободной от запинок речью в детский коллектив, наладить взаимоотношения со сверстниками и учителями, развить необходимые качества: уверенность, самостоятельность, веру в успех.

Заикание как хроническое заболевание может в дальнейшем иметь рецидивы. Но дети, прошедшие у нас лечение и обучение, рецидивы переносят легче и быстрее возвращаются к свободной речи (или к речи с легкими редкими запинками).

Опыт показывает: используемые нами в лечении заикания приемы психотерапии в сочетании с логопе-дической и психологической коррекцией позволяют пациентам достаточно эффективно преодолеть болезненные симптомы, способствуют дальнейшему личностному росту, улучшению речи, стойкой социальной реабилитации.

Подготовлено Галиной Гульской
Источник -medvestnik.by

Комментарии закрыты.