Как развить у детей различные виды мышления

У детского мышления несколько этапов. Не старайтесь приучить детей мыслить только логически. Без прочного образного фундамента их мышление будет формальным, нетворческим. Игры и упражнения помогут маленьким «почемучкам» развить различные виды мыслительных процессов.

 

Почему молоко белое? Почему дует ветер? Откуда берутся реки? Почему Земля круглая, а мы с нее не падаем?.. У маленьких «почемучек» тысячи вопросов. Разобраться в них ребенку помогает мышление. Оно позволяет анализировать, находить логические связи, обрабатывать информацию, которую дают органы чувств.   У детского мышления несколько этапов. Наглядно-действенное — познание с помощью манипулирования предметами. В первые годы жизни малыш «мыслит» руками: разбирает, царапает, ломает — в доступной ему форме преобразует предметы. Годовалые и 2-летние дети заняты лишь тем, что рядом, что можно потрогать, пощупать, попробовать на вкус, развинтить или разобрать. «Мышление» руками не исчезает по мере взросления, а остается в резерве даже у взрослых. Когда человек не может решить в уме какую-то новую задачу, он начинает действовать методом проб и ошибок. Наглядно-действенное мышление дошкольников развивают картинки-пазлы, конструктор «Лего», кубик Рубика, головоломки из подвижно сцепленных колец, треугольников и других фигур.     Наглядно-образное — познание с помощью представлений предметов, явлений. Малыш уже способен решать задачи без практических действий. Ребенку 4—5 лет необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо его представить. При решении задачи дети учитывают не все свойства предмета, а только те, которые важны в данном случае. Возникает его схематический образ, модель. Пример такого мышления — рисование: срисовывая предмет, ребенок учитывает основные черты; при изображении дома — крышу, стены, без деталей интерьера. Развитию образного мышления способствуют аппликации, конструирование, рисование, прослушивание сказок…   Словесно-логическое — с помощью понятий, слов, рассуждений — самое сложное. Оно оперирует не конкретными образами, а отвлеченными понятиями, выраженными в словах. К 6—7 годам у ребенка начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления. Он постепенно переходит от единичных понятий к общим. Необходимо вводить в его представление более объективные символы: мера, число, время. Но не старайтесь приучить детей мыслить только логически. Без прочного образного фундамента их мышление будет формальным, нетворческим.   Вот несколько игр и упражнений, которые помогут маленьким «почемучкам» развить различные виды мышления и мыслительных процессов (синтез, сравнение, классификацию, обобщение, анализ). Деление на группы. Называйте слова, обозначающие группы животных и рыб: например, акула, кошка, щука, слон, карась… Ребенок должен определить, к какой они относятся. Решение логических задач. Девочки Катя и Оля рисуют; одна — домик, другая — замок. Оля рисует домик. Что рисует Катя? Это один из самых простых вариантов, задания могут усложняться. Игры. Холодно — горячо. Спрячьте любой предмет. Ребенок должен найти его, задавая вопросы так, чтобы сократить территорию поиска. Кто кем был? Кошка — котенком, петух — цыпленком и т. д.; возможен обратный вариант: кто кем будет? Четвертый — лишний. Положите 4 картинки (можно из детского лото): например, девочка, мяч, зайчик, медвежонок. Малышу надо определить, какая из них лишняя и почему. Лишняя — с мячом, т. к. девочка, зайчик и медвежонок живые. Предложите ребенку назвать обобщающими словами: яблоко, груша, банан, лимон; чашка, ложка, тарелка, вилка; собака, корова, свинья, баран; голубь, павлин, утка, цапля. Разгадывание загадок.Важно, чтобы малыш не только угадал ответ, но и обосновал его. Развивая образное, логическое, творческое, музыкальное и другие способы мышления, вы поможете ребенку увидеть и познать мир во всем его разнообразии.

Подготовлено Галиной Гульской
Источник -medvestnik.by

Комментарии закрыты.