Проблемы школьной адаптации

В России, по данным статистики, лишь у 45% дошкольников отсутствуют признаки болезненных отклонений в психике, распространенность нервно-психических расстройств среди школьников достигает 80%. Каждый четвертый подросток имеет пограничные нервно-психические отклонения, у 73% детей — нарушения психических функций, у 60% — высокий уровень тревожности. В психологии есть термин «школьная зрелость»: ребенок должен успешно преодолеть кризис 7 лет, «созреть», выдержать нагрузки школы, ее требования, установить отношения со сверстниками и учителями. Как эти 3-классники СШ № 159 Минска.   К 2020 году депрессиякак причина утраты трудоспособности населения выйдет на второе место после сердечно-сосудистых заболеваний. Таков прогноз Национального комитета по психическому здоровью США. По разным источникам, людей, страдающих от таких расстройств, в детстве мучила тревога.   «Пограничная» тревога   В Беларуси на учете в психиатрической и наркологической службах на конец 2007 года состояли около 535 тысяч человек, или 5,5% населения. С 2002 по 2007 годы первичная психическая заболеваемость взрослых (с учетом пограничных расстройств) увеличилась с 30 794 случаев до 48 228, у детей с 17 462 до 18 710 соответственно. Психиатров особенно пугает рост психического неблагополучия среди детей. Официальных данных по пограничным расстройствам нет, поскольку патология входит в общую структуру психических расстройств. Часто «тревожные» дети проходят мимо психиатров и психотерапевтов, их наблюдают врачи общей практики. Тревожность возникает в ситуации неопределенной опасности и проявляется ожиданием неблагополучного развития событий, субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. В народе говорят, что душа покоя не знает, не находит себе места, человек сидит, как на угольях, на иголках и т. д. Механизмы формирования тревожности остаются до конца не изученными, психологи, нейрофизиологи и врачи пока рассматривают ее, с одной стороны, как врожденную, генетически обусловленную черту, а с другой — как приобретенную под влиянием жизненных обстоятельств.   Душа как на иголках, или Проблемы школьной адаптации В литературе описываются два типа тревожности:

  • беспредметная, когда человек не может соотнести возникающие у него переживания с чем-то конкретным;
  • склонность к ожиданию неблагополучия в различных видах деятельности и общения.
В первом случае тревожность обусловлена особенностями нервной системы, т. е. нейрофизиологическими свойствами организма, и является врожденной. В другом — приобретается в индивидуальном жизненном опыте. Выделяют ситуационную тревожность — временное или устойчивое состояние, порожденное конкретными ситуациями. Это может быть ожидание ответа на уроках, контрольная работа, предстоящий разговор с учителем, общение с незнакомыми или неприятными людьми. Тревожность становится чертой характера и отражается в беспокойстве по поводу любых жизненных ситуаций. Человек постоянно ждет опасности. Нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность дезорганизует деятельность человека, тем более ребенка. Хотя в стабильных, привычных ситуациях может использоваться как стимул для выполнения работы. О неправильном воспитании ребенка в семье пишут много, но никогда не говорят о тревожном влиянии детского сада, школы. Дети рано начинают посещать детский сад — еще до 3 лет. Большую часть времени, к сожалению, проводят вне семьи. Не всегда их воспитанием занимаются работники, хорошо знающие детскую физиологию, психологию, особенности кризисных периодов. Школьные программы составляются без учета периодов развития структур головного мозга и их созревания. В 6 лет психические процессы несовершенны и очень неустойчивы. Дети быстро истощаются и, как следствие, не справляются с учебной программой. Невротизируются, перестают успевать, еще больше истощаются, что приводит к «соматизации» конфликта (тикоидные гиперкинезы, бессонница, ночные кошмары, астения, головные боли). Вариантов нарушений школьной адаптации множество. У одних они проявляются гипердинамическим синдромом— невнимательностью, непоседливостью, недисциплинированностью. У других фиксируются реакции активного протеста, повышенная аффективная возбудимость. Жалобы учителей на агрессивность, драчливость, речевой негативизм; не помогают увещевания, запреты, наказания. В отдельных случаях у ребенка возникает эмоционально-сенсорный стопор, когда он не понимает обращенной к нему речи. И может вообще не разговаривать, станет плаксивым, вялым, пассивным, безразличным к окружающему. Ему не хочется поддерживать разговор с одноклассниками, отвечать у доски отказывается. У трудно адаптирующихся детей появляются вредные привычки: они кусают ногти, сосут пальцы, выщипывают брови, занимаются онанизмом. При дефектах педагогического процесса или конфликтных ситуациях в семье это может привести к соматическому неблагополучию (нарушению зрения, осанки, нервным расстройствам и т. д.).   К школе готов?   В психологии есть термин «школьная зрелость»: ребенок должен успешно преодолеть кризис 7 лет, «созреть», выдержать нагрузки школы, ее требования, установить отношения со сверстниками и учителями. Уровень школьной зрелости проверяют психологи, работающие при детских садах и центрах развития, они помогут заранее (за 4–5 месяцев до школы) выявить проблемы, подскажут, как помочь. Если этот уровень высок, кризис 7 лет (на него наслаивается и адаптация к новой жизни) пройдет гладко, его признаки быстро (за 3–4 месяца) растворятся без негативных последствий. Но когда ребенок «не дорос» до школы, лучше повременить, иначе последствия останутся надолго. Педагоги нашли для себя удобную форму избавления от «неугодных» детей, отличающихся от сверстников поведением или реакциями. Их тут же посылают на консультацию к психиатру для оформления на домашнее обучение (расписываются в собственном бессилии).   А если налицо синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ), наступает настоящая травля ребенка и родителей. Что делают в такой ситуации школьные психологи? Предпочитая не портить отношения с администрацией школы, не предпринимают ничего, оставляя этих детей на самовыживание. Отсюда резко выраженное в подростковом возрасте нежелание учиться, плавно перетекающее в правонарушения.   Школьная адаптация учеников 4-5 классов В 4–5 классах вновь возникает высокий уровень тревожности, дети становятся более нервными, беспокойными, не могут решить задачки, которые раньше щелкали, как орешки, становятся забывчивыми, а в дневнике появляются замечания. Дело в том, что первый учитель, который все о ребенке знал, умел его приободрить, поддержать, уже учит новых первоклашек. Появились другие учителя. К ним надо привыкнуть. Занятия в разных классах, надо бегать по кабинетам. Часто на этом этапе дети переходят в другую школу, класс. В новом коллективе надо выстраивать отношения. Поневоле заволнуешься, а тут еще разные требования учителей-предметников. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. Запомнить особенности всех учеников не каждый учитель в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из педагогов не нужен, что можно «похалявить» и чего-то не сделать — в общей массе все пройдет незамеченным. И даже классный руководитель — не похож на первого учителя, который старался для всех быть близким. Отсюда у некоторых детей внезапно появляется регрессия — они капризничают, как маленькие, играют с малышами (убегают на перемене к своей первой учительнице). А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижений. Проведенное нами исследование показало, что высокий уровень тревожности у учащихся 4-х классов обнаружен в 33% случаев, повышенный уровень — в 50% и средний — в 17% наблюдений. В то время как у пятиклассников высокий уровень тревоги наблюдался только у 7%, повышенный — в 40% случаев, средний — в 50%, низкий уровень — у 3%. В «группу риска» по уровню тревожности вошли 83% учеников 4-го класса и 47% — 5-го. Чем это объяснить? За время обучения в начальной школе у каждого ребенка накапливаются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Этот снежный ком благодаря обоюдному контролю учителя и родителей быстро тает. В пятом классе это сделать сложнее. Не усвоив тему, ребенок рискует не понять следующий материал. Так появляются «неуды».   Адаптация: безболезненно и успешно   Родителям следует внимательно наблюдать за реакцией ребенка на школу, оценивать каждодневное настроение и поведение. Реально понять возможности в усвоении учебной программы. Чуткая и внимательная мать может создать в доме атмосферу понимания, доверия, помощи. Отец — спокойно, без лишних эмоций, присущих матерям, уверенно и постепенно научить ребенка не пасовать перед трудностями, разбираться в сложных ситуациях, разрешать противоречия, ладить с детьми, держать себя в руках, успешно учиться. Любовь и понимание родителей оградят от опасности, дитя почувствует уверенность в своих силах и возможностях. Доброжелательно приучайте школьника учиться самостоятельно. Не торопите, не перегружайте заданиями и замечаниями. Ребенка нельзя подавлять и запугивать, высмеивать его ошибки. Раздражительность и наказания — плохие помощники в решении проблемы. Как и потакание, излишнее внимание к слабости, неуверенности. Чтобы исключить последствия органического поражения и снижения слуха, зрения, деятельности моторно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и нервной систем ребенка, надо обратиться к соответствующим специалистам. Учиться таким детям будет мешать несформированность произвольной моторики, координаций и чувства ритма. Их отличает медлительность акцентуации внимания, неустойчивость настроения.   У левшей и амбидекстров (левшей-правшей) затруднен «корковый контроль» над многими видами деятельности. Требовать от них идеального выполнения заданий можно только после долгих лет целенаправленной работы по развитию этого качества. Зато при бережном, грамотном сопровождении такие дети уже в первые годы обучения справятся со своими особенностями и способны превзойти одноклассников. Профессионально преодолеть трудности адаптации, специфические ошибки в усвоении учебной программы помогут логопеды, психологи, врачи. Их желательно посетить за несколько лет до школы или в начальные месяцы обучения в 1-м классе. Проблемы, оставленные без внимания, влекут стойкие изменения в характере и личности. Адаптация проходит успешно, если ребенок эмоционально стабилен, чувствует себя здоровым, активно работает на уроках, ведет себя в соответствии с общепринятыми нормами, освоился в роли ученика. Хороший признак — ему нравится ходить в школу, интересно учиться, есть настроение, спокойный сон и нормальный аппетит. При адаптации к условиям обучения в 4–5 классах помогите сыну или дочке увидеть плюсы изменений школьной жизни. Объясните, что требования, предъявляемые учителями-предметниками, только поначалу затрудняют, а потом приносят пользу. Преодолевая трудности, дети учатся взрослой жизни, выстраивают отношения с разными людьми, становятся более гибкими. Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте о школьной жизни. Контролируйте выполнение домашних заданий с учетом требования учителей. А классному руководителю или первой учительнице расскажите об особенностях своего чада.   Признаки кризиса 7 лет: быстрая утомляемость, раздражительность, вспышки гнева, замкнутость, плохая успеваемость, агрессивность. Или, наоборот, излишняя застенчивость, повышенная тревожность  (ребенок играет роль шута среди сверстников, выбирает в друзья старше себя, заискивает перед воспитателями, учителями, стараясь им угодить, чрезмерно вежлив); низкая самооценка.   Возможные неблагоприятные последствия: нежелание учиться, посещать школу; низкая успеваемость; проблемы в общении со сверстниками; высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой; может развиться невроз, его нужно лечить с помощью психолога, психиатра.   Если перечисленные признаки кризиса не проходят за 3–4 месяца, то это школьная дезадаптация.   Предпосылки успешной адаптации к школе: Умственная, интеллектуальная готовность.  К 6 годам ребенок должен иметь элементарные познания об окружающей действительности, времени, живой и неживой природе. Уметь обобщать, классифицировать, отличать главное от второстепенного. Игры и развлечения уходят на второй план, усиливается любознательность, ребенок задает вопросы, касающиеся определенных наук, скорее даже философские, нежели житейские. Он интересуется конечным результатом проделанной работы и способами выполнения, умеет ее оценить. В норме у него развиты произвольная память и речь.   Эмоционально-социальная (личностная) готовность. У ребенка появляется новая роль ученика, со своими правами и обязанностями. Это умение владеть собой и подчинять желания необходимости. Нужно научиться налаживать контакт со сверстниками, уступать и защищаться, подчиняться общим правилам и отстаивать свое мнение. Но эмоциональная независимость развивается (или угнетается) с помощью родителей, воспитателей детсада и учителей. Готовым к обучению считается ребенок, которого школа привлекает не только внешней стороной (тетради, учебники, красивый ранец), но и возможностью получить знания, обрести новых друзей.

Подготовлено Галиной Гульской
Источник -medvestnik.by

Комментарии закрыты.