Школьный порог «валит» с 6 лет

Сыну скоро 6 лет, пора в школу. Но нас беспокоят его неусидчивость и невнимательность. Как определить, готов ли ребенок приступить к учебе? Семья Малиновских, Минск. Ольга ГЛАДКЕВИЧ,врач-психотерапевт Городского детско-подросткового психоневрологического диспансера Минска:   — Практикующие врачи все чаще сталкиваются с ситуациями, когда младшие школьники с трудом адаптируются в классе, часто болеют и даже отказываются ходить в школу.

Типичный пример из практики: мама приводит на прием мальчика 9 лет, который не справляется со школьной нагрузкой и не хочет появляться в классе. Ребенок родился недоношенным и даже сейчас выглядит младше своих лет. В интеллектуальном отношении развивался хорошо, серьезных заболеваний не было, поэтому противопоказания для приема в школу, в соответствии с формальными критериями отбора, отсутствовали.

По словам мамы, она видела признаки психологической незрелости сына, но не проявила настойчивости. Обнаружив ошибку на первом году обучения, не пыталась исправить ее, а надеялась, что ребенок привыкнет. В течение 4 лет, несмотря на проблемы, мальчик кое-как учился, т. к. педагог начальных классов могла уделять ему достаточно внимания. Но в 5 классе, когда появились несколько преподавателей и учебный процесс резко усложнился, стал отказываться посещать школу. На момент осмотра у него были все признаки хронического стресса и обнаружились проявления эмоциональных расстройств с нарушениями адаптации. Возник замкнутый круг: таким детям нужен щадящий режим и уменьшение нагрузки, а она и сложность программы возрастают с каждым годом.

Изучение подобных ситуаций показывает, что родители иногда торопятся отдать ребенка в школу.   Три аспекта школьной зрелости:   • интеллектуальный — для ребенка 6–7 лет — умение выделить фигуру из фона, воспроизводить образец, концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, логически запоминать, развивать тонкие движения рук и их координацию;

• эмоциональный — ослабление непосредственных импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, т. е. развитие произвольности по-ведения;

• социальный — у ребенка возникает потребность в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, слушать и выполнять указание учителя.

Часто единственный критерий, на который опираются родители, — интеллектуальное развитие сына или дочери: умение выполнять математические действия, читать и разбивать слова на слоги. Навыки эти очень важны, но они — далеко не единственное, что поможет будущему ученику хорошо адаптироваться в школе.

Сама совершенно новая система организации жизни ребенка — жесткое, поминутное распределение времени на уроках, шумные перемены и необходимость приспосабливаться к большому количеству детей, усваивать огромное количество информации, изменение характера питания, отрыв от родителей на долгие часы — серьезный стресс даже для совершенно здоровых детей.

Если малыш родился недоношенным или ослабленным; если у него были или есть серьезные заболевания, операции, или он относится к группе т. н. часто и длительно болеющих детей; если у него от волнения или неприятностей легко возникают желудочно-кишечные расстройства, аллергические реакции, — это повод задуматься, стоит ли отправлять его за парту в 6 лет.

Оценить уровень интеллектуального развития, степень готовности к школе сейчас несложно — во многих садах и школах есть психологи и логопеды. Обратите внимание и на работоспособность ребенка: может ли он достаточно длительно быть внимательным, усидчивым, как быстро устает, насколько хорошо усваивает и запоминает новую информацию. Часто бывает, что при хорошем интеллекте у дошкольника страдают именно эти стороны психики.

Если вы осознаете, что ребенок не готов к школе, несмотря на то, что ему исполнится 6, не полагайтесь на «авось», дайте ему «дозреть», потратьте лишний год на оздоровление, посоветуйтесь с психоневрологом, проведите медикаментозное лечение и психологическую коррекцию. Это позволит вашему малышу избежать многих школьных проблем со здоровьем (как физическим, так и психическим).


Подготовлено Галиной Гульской
Источник -medvestnik.by

Комментарии закрыты.