«Расколдовать» молчуна

Пятилетний внук из общительного ребенка превратился в молчуна. Пытаюсь разговорить его, а он в ответ только «да» или «нет». Родители говорят, что и с ними он такой. Это пройдет, или надо обратиться к специалисту? Степан БОБРОВ, Минская обл. Моя дочь — смышленая школьница. Но однажды на уроке одноклассники высмеяли ее из-за курьезной ошибки, и теперь Ира стесняется отвечать перед классом. Учителя расценивают это как плохую подготовку, хотя ребенок старательно сидит за учебниками. Валентина Р., Минск. Анжелика ЗАБОЛОТНАЯ, врач-психотерапевт психоневрологического отделения РНПЦ оториноларингологии:   — Указанные признаки могут свидетельствовать о речевом негативизме. Его не выделяют в отдельную нозологическую форму, но он нередко развивается у детей в раннем возрасте. Наблюдаются расстройства экспрессивной речи, дизартрия, а интеллект и критика сохраняются. Сравнивая с чужой красивой и правильной речью свою невнятную, ребенок начинает стесняться ее. Чтобы избежать насмешек и передразнивания, говорит односложно, изъясняется жестами. Речевой негативизм необходимо дифференцировать от сходных патологических состояний, в т. ч. наблюдаемых при элективном (избирательном) мутизме (F94.0 по МКБ-10), логофобии, т. е. страхе речи (F40.2 по МКБ-10). Иногда он сигнализирует о развитии шизофрении. Элективный мутизм. Характеризуется выраженной, эмоционально обусловленной избирательностью в разговоре: в одних ситуациях пациент говорит, в других — молчит. Проявляется в раннем детстве, сочетается с личностными особенностями — социальной тревожностью, отгороженностью, сопротивлением, чувствительностью. При этом уровень понимания речи и речевого выражения нормальный. В анамнезе иногда бывает задержка речи, проблема с артикуляцией. В младшем возрасте встречается тотальный (транзиторный) мутизм как временная реакция на разлуку с любимыми и значимыми для ребенка людьми. Логофобия. Всегда сопровождается вегетативными проявлениями тревоги и страха: тахикардией, побледнением кожи, гипергидрозом и др. Чаще развивается у детей среднего и старшего возраста. Симптомы: тревога, страх в конкретных речевых ситуациях. Например, после неудачного выступления подросток фиксирует на этом внимание и избегает говорить публично. Логофобию надо лечить, иначе она генерализуется и распространится на другие речевые ситуации, человек может стать замкнутым, необщительным. При состоянии речевого негативизма нужно как можно раньше обратиться за помощью к психологу, психотерапевту.  

Рекомендации врачам, родственникам, воспитателям

  • Расположите к себе ребенка. Не проявляйте раздражительности и недовольства — потерянное доверие вернуть очень сложно.
  • Поощряйте малейшую речевую активность — похвалой, улыбкой, призом.
  • Применяйте игровые методы, совместное рисование, лепку; в таком процессе ребенок раскрепощается, снимаются механизмы психологической защиты.
  • Через метафору, сказку, легенду, кукольный спектакль расскажите историю о герое, который стеснялся говорить, но преодолел этот барьер. Таким образом ребенку демонстрируется пример желаемого поведения.

Подготовлено Галиной Гульской
Источник -medvestnik.by

Комментарии закрыты.