Центры раннего вмешательства в Беларуси принимают на реабилитацию сложных малышей до 3 лет

Центры раннего вмешательства открылись в 3-й, 15-й и 25-й городских детских поликлиниках Минска. Они принимают на реабилитацию сложных малышей до 3 лет с соматической патологией, проблемами в развитии (психоречевые, двигательные и др.). Пионером в этом стал центр при 19-й городской детской поликлинике. За 8 лет здесь накопили ценный опыт и доказали эффективность такой работы Без усилий нет чудес Шестилетние близняшки Лена и Женя сегодня не отличаются от сверстников. Девочки ходят, осваивают букварь, готовятся отправиться в школу в следующем учебном году. Еще несколько лет назад такой результат даже в самых смелых мечтах не решались представить ни родители, ни медики. Малышки родились глубоко недоношенными, обе — с тяжелым органическим поражением головного мозга. Жене поставили диагноз «ДЦП», у Леночки та же болезнь сочеталась со зрительными нарушениями, тугоухостью высокой степени. Вытянул девочек из беспомощного состояния терпеливый совместный труд родителей и врачей. — Семья близняшек замечательная, — рассказывает заведующая Центром раннего вмешательства при 19-й городской детской поликлинике Минска, врач-реабилитолог Ольга Авила. — Мама и папа прислушивались к нашим советам, выполняли рекомендации психолога Октябрины Дорониной. Лене до годика подобрали очки, сделали кохлеарную имплантацию. Девочки поступили к нам в 11 месяцев — не могли ни поворачиваться, ни сидеть, ни стоять, ни брать в руки предметы. Бесконечно плакали. Глядя на них сегодня, гордимся проделанной работой. Центр ежегодно принимает почти 300 детей, как правило, из 1-й, 11-й, 17-й и 19-й детских поликлиник города. Родители, обеспокоенные здоровьем чада или уже знающие о серьезном недуге, перед первичным приемом в регистратуре (она отдельная, находится в 19-й детской поликлинике) заполняют анкету, в которой более 200 вопросов. Сначала состояние малыша оценивают логопеды, психологи, реабилитолог. Одновременно с помощью специальной компьютерной программы (разработана в Институте раннего вмешательства Санкт-Петербурга) анализируются данные анкеты — по международным шкалам KID и CDI. Определяется соответствие развития ребенка биологическому возрасту (учитываются движение, самообслуживание, общение, речь). Становится ясно, какую группу будет посещать пациент. Если он развивается нормально, то, по желанию близких врачи проводят консультацию по подбору игрушек, стимуляции речи, движения и др. темам. Несколько индивидуальных или групповых занятий рекомендуют и тем, чьи показатели хотя и соответствуют норме, но близки к критическим. Обязательные занятия — с малышами из группы социального (из неблагополучных семей) или биологического риска (недоношенные; с тяжелой соматической патологией — врожденными пороками сердца, почек, глаз; с тугоухостью и глухотой). Основная категория — дети с ДЦП, ранним детским аутизмом, хромосомными деформациями (синдромами Дауна, Вильямса и др.), эпилепсией, задержкой психоречевого развития… — Для каждого ребенка мы составляем  личную программу помощи, — говорит Ольга Авила. — Прописываем, чего хотим достичь именно у этого пациента, с какой целью. Занятия чаще всего индивидуальные: по 1 часу каждую неделю (до желаемого результата, если нарушения легкие; при тяжелых — до 3 лет). Могут быть и групповые — по 2 часа раз в неделю в течение 3 месяцев. Со дня открытия центра мы провели свыше 15,5 тыс. индивидуальных консультаций, почти 9 тыс. консультативных и 2,2 тыс. первичных приемов. Разбудить желание жить Дни и годы больного ребенка с младенчества насыщены реабилитационными процедурами, курсами. В Центре раннего вмешательства стараются «разбудить» мотивацию малыша, чтобы стремился сам совершить действие. Коллектив — врач-реабилитолог, 2 медицинских психолога и 2 учителя-логопеда — организует занятия так, чтобы в паре всегда работали 2 специалиста. — Скажем, логопед занимается речью ребенка, а я в это время помогаю выполнять активные самостоятельные движения, — отмечает Ольга Авила. — Например, не просто наклоняемся или сгибаем-разгибаем руку, а делаем это ненавязчиво, в процессе игры в мяч, прятки, с машинками. И тут же показываем родителям, как правильно переместить малыша в пространстве, какая поза удобнее для него в бодрствовании и покое. Стремимся, чтобы упражнения вплетались в канву повседневности. У некоторых детей с ДЦП и после перенесенных нейроинфекций нарушены процессы сосания, глотания, жевания. Иногда одно кормление занимает несколько часов, и маме некогда заниматься общением с ребенком и его развитием. В таких случаях мы содействуем подбору позы и мебели для кормления, советуем консистенцию, объем и состав пищи, посуду, обучаем правильной технике кормления. Часто после занятий оно сокращается до 30 минут. Сотрудники центра прошли обучение в Институте раннего вмешательства в Санкт-Петербурге, университетском колледже Шендаль в Стокгольме, посещали международные семинары по альтернативной коммуникации, кормлению детей с нарушениями глотания, сосания, обучению физической терапии для ребят с функциональными поражениями ЦНС, по кинезотерапии и др. За прошлый год 72,5% детей с легкой задержкой психоречевого, двигательного развития закончили курс в центре с высокой эффективностью (достигли уровня, соответствующего возрастной норме). Среди малышей с инвалидностью умеренная эффективность — у 15,3% закончивших реабилитацию, незначительные улучшения — у 4,1%, без эффекта — у 8,2%. Главная награда — не статистика, а измененные к лучшему детские судьбы. Логопед Елена Кривцова несколько лет кропотливо занималась с девочкой, у которой синдром Дауна. Малышка пошла в интегрированный первый класс, но адаптироваться в нем не смогла, тогда педагоги и родители приняли решение перевести ее в обычный. Обучение пошло намного легче. А выпускной диктант за первый класс написала лучше всех. Отдушина для взрослых Больной ребенок постоянно нуждается в заботе близких. Родители настолько заняты ежедневными хлопотами, что часто не имеют возможности снять напряжение. Поделиться своими мыслями с такими же семьями, выслушать рекомендации специалиста, как грамотно выстроить отношения между собой, ребенком, его здоровыми братьями и сестрами, просто пообщаться взрослые могут раз в 2 недели в родительском клубе центра. Его ведет психолог Алина Ничкасова.   Трехлетний Паша (справа) и двухлетняя Катя осваивают движение и речь в процессе игры. Сотрудницы Центра раннего вмешательства:  

логопед Светлана Чипурко психолог Алина Ничкасова психолог Октябрина Доронина
 
врач-реабилитолог Ольга Авила логопед Елена Кривцова  
  составляют индивидуальную программу помощи для каждого ребенка.

Подготовлено Галиной Гульской
Источник -medvestnik.by

Комментарии закрыты.