Удаление гортани. Методики голосообразования

В поликлинике ко мне обратился с вопросом мужчина. Голос был странный и не очень внятный. Видя мое недоумение, человек объяснил, что у него нет гортани и он разговаривает с помощью… пищевода. Разве такое возможно? Ольга Владимировна, вопрос задан по эл. почте. Когда мне поставили страшный диагноз — рак гортани, — я пережил шок. Потом началась борьба. Прошел курс интенсивной лучевой терапии, однако опухоль продолжала развиваться. Оставался один выход — полное удаление гортани, а это означало лишиться речи. Даже сложно было представить, что я, ученый с почти 30-летним стажем, преподаватель, активный участник научных конференций, теперь не смогу произнести ни слова! Для ларингэктомированных огромная проблема — ответить на телефонный звонок, не то что читать лекции или проводить семинары… После операции удаления гортани мною овладело состояние безмолвного зверя, который, выбравшись из одного капкана, тут же угодил в другой. Но безвыходных положений нет. Меня направили к специалистам РНПЦ оториноларингологии, где обучают т. н. пищеводному голосу. После осмотра врачом-фониатром стал заниматься с педагогом-фонопедом. Через месяц произнес первые фразы; продолжил обучение дома самостоятельно. Спустя полгода я уже свободно общался. И самое главное — возвратился к труду, снова преподаю, выступаю с докладами на научных конференциях. Валерий Прохоров, доктор биолог. наук, Минск.   Электрогортань, пластика или упражнения? Наталья Конойко, заведующая оториноларингологическим (фониатрическим) отделением консультативной поликлиники РНПЦ оториноларингологии:   — Особенность пациентов с удаленной гортанью — нарушение естественной системы звукообразования. Трахея у них отделена от глотки, верхние дыхательные пути укорочены на 15–18 см. В отличие от здоровых людей, ларингэктомированные дышат через трахеостому — искусственно созданное отверстие в трахее, выведенное наружу в переднюю область шеи. Из-за разобщения дыхательного аппарата и речевого тракта произносить вокализированные звуки человек не может. Есть три способа возвращения к речевому общению. Первый — использование специального голосообразующего аппарата, т. н. электрогортани. Это вибрирующее электронное устройство, которое прикладывается к передней поверхности шеи, ближе к подбородку, и преобразует колебания мышц дна полости рта в голос. Звуки получаются монотонные, металлические, без интонаций — как у робота. Второй способ — реконструктивно-пластическая операция, благодаря которой между трахеей и глоткой или пищеводом создается сообщение (шунт). Шунтирование может сочетаться с имплантацией специальными голосовыми протезами. Сразу после вмешательства пациент способен разговаривать. Однако операция показана далеко не всем. Кроме того, требуется тщательный уход за имплантом, через некоторое время его нужно менять, а стоит он дорого. В отличие от хирургического метода и использования голосообразующего аппарата, третий способ — логопедический — физиологичен и не требует материальных затрат. Путем специальных упражнений человек формирует т. н. пищеводный голос (его еще называют чревовещанием), и приобретенные навыки сохраняются на всю жизнь. Еще одно преимущество — во время занятий, особенно групповых, происходит психологическая реабилитация: пациенты, которые изолированы в семье и обществе из-за невозможности разговаривать, общаются с себе подобными, обмениваются опытом выздоровления и обычными житейскими советами, например, как ухаживать за трахеостомой, изящно скрывать ее шарфом или другим аксессуаром. Минус логопедического метода — в его длительности(реабилитация иногда затягивается до года). Кроме того, он требует большой настойчивости как от пациента, так и от педагога. Такая практика восстановления голоса в РНПЦ оториноларингологии насчитывает более 30 лет. За это время сюда обратились около 400 человек в возрасте от 12 до 72 лет. Среди них — водители, бизнесмены, инженеры, артисты цирка, преподаватели, водители, учителя, военные. Наибольшего результата достигли те, у кого профессия была связана с использованием голоса и активным общением. Один работник железной дороги, в обязанности которого входило объявление остановок пассажирских поездов, после операции и реабилитации возвратился на прежнюю должность. Занятия с ларингэктомированными пациентами в РНПЦ проводят 3 фонопеда: 2 — в консультативной поликлинике и 1 — в стационаре (иногородние больные госпитализируются). Есть противопоказания к занятиям: рецидивы опухоли, резкое раздражение кожи вокруг трахеостомы или ее сужение, нарушения слуха и психики, отсутствие зубов или зубных протезов, гипертоническая болезнь 3–4-й степени и др. Выбор метода реабилитации — право пациента.   А я играю на гармошке… Разговаривать учусь Светлана Качанова, учитель-логопед (фонопед) РНПЦ оториноларингологии:Комплексная методика формирования пищеводного голоса, включает в себя наработки педагога Светланы Таптаповой и онколога Генриха Шимкуса, а также наш собственный опыт. Курс реабилитации после удаления гортанисостоит из 4 этапов. На 1-м проводится тренировка шейной мускулатуры, верхнего отдела пищевода и диафрагмы. Во время массажа шеи, дна полости рта, корня, боковых и передних стенок языка, мышцы, после операции находившиеся в состоянии спазма, расслабляются. С помощью комплекса лечебной физкультуры по Эльвире Золотарёвой вырабатывается бесшумное дыхание через трахеостому. Больным предлагают играть на губной гармошке, дуть на вату, свечу, надувать шары. Образовать воздушную струю, необходимую для формирования звука, — сложная задача для безгортанных. В отличие от здоровых людей, легочное дыхание не помогает, а, наоборот, мешает этому, заглушая своим шумом голос. На 2-м этапе ларингэктомированные пациенты учатся заглатывать воздух в пищевод и желудок, а во время отрыгивания произносить слова. Затем — короткие фразы. Занятия проводятся по 10 минут 5–8 раз в день. В результате в пищеводе на уровне 5–6-го шейного позвонка у человека формируется псевдоголосовая щель (неоглотис). Теперь голос предстоит довести до автоматизма. 3-й этап — переход к вербальному общению. Как правило, больные его боятся из-за того, что могут вызвать насмешки, быть непонятыми, ведь их речь сильно отличается от обычной. Поэтому проще начать разговаривать в кругу себе подобных, затем близких, друзей, и только потом — с малознакомыми людьми. Время занятий увеличивается с 20 до 30 минут. На 4-м этапе идет работа над тембром псевдоголоса, расширением его диапазона. Пациенты поют отдельные трезвучия, пытаются исполнить знакомые мелодии. Лучше всего для тренировок подходят плавные, спокойные, например, песня «Широка страна моя родная…» Здесь эффективна методика Генриха Шимкуса, в основе которой лежит механизм условных рефлексов. Как известно, слух регулирует функцию голоса по принципу обратной связи, поэтому, слушая музыку, легче ее воспроизводить, в том числе псевдоголосом. Пациенты прослушивают аудиозаписи с упражнениями и повторяют их в нужном темпе, вырабатывая плавность речи и интонации. Далее голос и речь можно совершенствовать самостоятельно.

Подготовлено Галиной Гульской
Источник -medvestnik.by

Комментарии закрыты.