Компьютерный синдром. До сердечного сбоя

Мой внук часами просиживает за компьютером. Злоупотребляют этим и многие взрослые. Сколько времени можно проводить у компьютера и в чем его вредное воздействие? Зинаида Литвинская, Молодечно.

Электромагнитный удар

Татьяна Рыбина, старший научный сотрудник клинической лаборатории профпатологии, кандидат мед. наук; Элла Казей, научный сотрудник лаборатории гигиены труда, РНПЦ гигиены:

  — За последние годы время занятости на компьютерной технике выросло до 6–7 часов за рабочую смену. А многие после такой нагрузки продолжают пользоваться персональными ЭВМ и дома.
Компьютеры — источник электромагнитных излучений в широком диапазоне длин волн. Видеодисплеи являются деионизирующим фактором для окружающей воздушной среды. Их присутствие в помещениях приводит к значительному снижению концентрации целебных отрицательных аэроионов и увеличению содержания в воздухе «тяжелых», положительно заряженных. Санитарные нормы требуют, чтобы концентрация отрицательных ионов вблизи дисплея была не меньше 600 ион/см3.
Вокруг машины накапливается статическое электричество. Она имеет одновременно два источника излучения — монитор и системный блок, при этом пользователь вынужден продолжительно работать на небольшом расстоянии от экрана. Длительное сидение, особенно в неправильной позе, вызывает застой крови в органах, тканях и повышенную нагрузку на позвоночник. В результате возникают боли в области шеи, голове, мышечный спазм, начинает ныть спина.
Наибольшему воздействию подвергаются иммунная, нервная, эндокринная, сердечно-сосудистая и половая системы. Симптомы того, что они дали сбой, — снижение иммунитета, раздражительность, быстрая утомляемость, нарушение сна, ухудшение памяти, повышение артериального давления, увеличение количества гормонов стресса и т. д.
Огромное напряжение испытывают глаза. Самое распространенное следствие этого — так называемый компьютерный зрительный синдром (КЗС). Он проявляется в снижении остроты зрения, нарушении аккомодации (замедлении перефокусировки
с ближних предметов на дальние и обратно). Глаза утомляются после 2–3 часов непрерывной работы, краснеют, появляется ощущение жжения.   Черным по белому   Персональный компьютер должен иметь достаточное количество цветов (не менее 256), хорошее разрешение (800х600 точек при отсутствии мерцания). Размер зерна — не более 0,28 мм, экрана — не менее 15 дюймов по диагонали, частота регенерации — не менее 85 Гц.
В качестве фона на дисплее лучше использовать белый цвет, а шрифт должен быть черным (как на книжной странице). Такое сочетание лучше всего воспринимается глазом и вызывает наименьшее утомление.
Для снятия напряжения необходимо прогуливаться на свежем воздухе, чаще проветривать помещение, делать перерывы в работе для упражнений, способствующих тренировке и расслаблению глазных мышц и позвоночника. В свободное время занимайтесь физкультурой.   А ты заземлил свой комп?   Николай Бабель, ведущий инженер лаборатории физических факторов РЦГЭиОЗ: — Режим пользования компьютером регламентируется СанПиН 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы».
Помещение, где установлена ПЭВМ, должно быть оборудовано защитным заземлением (занулением) и двухполюсной розеткой с заземленным контактом, подключенной к сети переменного тока промышленной частоты напряжением 220 В и частотой 50 Гц.   Нельзя:  
  • пользоваться компьютером, если на мониторе неустойчивое изображение;
  • располагать рабочее место вблизи электрических силовых кабелей, электрощитов и трансформаторов.

Во время пользования компьютером соблюдайте правильную позу (не сутультесь, не скрещивайте ноги), сохраняя при этом тело расслабленным.

Детям чрезвычайно важно дозировать время за компьютером, поскольку у них не завершен процесс развития зрительной, нервной, костно-мышечной систем, а организм очень чувствителен к влиянию негативных факторов. Длительность работы на развивающих игровых занятиях
  • у детей 5 лет не должна превышать 7 мин.,
  • 6 лет — 10 мин.,
  • учащихся начальной школы — 15 мин.,
  • 5–7-х классов — 20 мин.,
  • 8–9-х —25 мин.,
  • 10–11-х — 40 мин.
Сергей Федорович, заведующий лабораторией клинической профпатологии, доктор мед. наук, профессор; РНПЦ гигиены: — Особенности труда пользователей ПЭВМ — монотонность и малоподвижность. На длительные статические нагрузки организм отвечает подъемом артериального давления, что создает благоприятную почву для патологии сердечно-сосудистой системы.
Немалую роль в этом негативном процессе играет неправильная организация рабочего места. Как правило, стандартной мебелью пользуются люди разного роста. В результате подобной «уравниловки» они вынуждены трудиться в неудобной позе. Это приводит к значительному статическому напряжению мышц, требует больших затрат энергии и резко нарушает кровоток в верхних конечностях.
В перенапряженных мышцах скапливаются продукты обмена, ухудшаются окислительные процессы, повышается чувствительность тканей и возникает состояние длительного спазма. Нарушения кровообращения могут привести к развитию дистрофического процесса в мышцах и периферических отделах нервной системы, вызвать негативные изменения минерального обмена, в частности кальция.
Частые «спутники» избыточной работы за компьютером — переменчивость настроения, повышенная агрессивность, депрессия, раздражительность. А от нервно-эмоционального напряжения учащаются сокращения сердечной мышцы. При длительном воздействии невротические расстройства проявляются в астенизации и вегетососудистой дисфункции, могут привести к артериальной гипертензии и ишемической болезни сердца.
Все эти патологические явления носят общее название «компьютерный синдром».
Чтобы избежать его, следует организовывать дополнительные перерывы. Общая продолжительность использования ПК не должна превышать 6 часов в день, при этом после 2 часов непрерывной работы нужно отдыхать 10–15 минут.
Если при таком режиме человек продолжает ощущать дискомфорт, желательно ограничивать продолжительность труда индивидуально. Оптимальный вариант — завершать смену в специально оборудованной комнате психологической разгрузки.
Мебель для компьютера подбирайте с учетом гигиенических требований. Высота ее должна регулироваться в зависимости от роста работающего. Нужно, чтобы верхняя панель стола могла поворачиваться, выдвигаться и имела специальные места для клавиатуры и монитора. Стул — с подъемно-поворотным устройством и подлокотниками. Для ног необходима специальная подставка.
«Компьютерная» физкультминутка Для глаз
Упражнения выполнять сидя или стоя, отвернувшись от монитора, при ритмичном дыхании.
1. Закрыть глаза, сильно напрячь глазные мышцы на счет 1–4, затем открыть глаза, расслабить мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
2. Взгляд на переносицу на счет 1–4, веки прикрыты. Следить, чтобы глаза не уставали. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1–4, затем смотреть вдаль на счет 1–6. Сделать то же самое с фиксацией взгляда влево, верх, вниз. Повторить 3–4 раза.
4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо–вверх–налево–вниз, затем прямо–вдаль на счет 1–6, и снова налево–вверх–направо–вниз, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
«Рисовать» глазами восьмерку или бабочку. Для тела
1. Исходное положение (и. п.): стойка «ноги врозь», на счет 1 — руки назад, 2–3 — в стороны и вверх, встать на носки, 4 — расслабляя плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
2. И. п.: стойка «ноги врозь», руки согнуты вперед, кисти сжаты в кулаки. На счет 1 — поворот туловища налево, удар правой рукой вперед, 2 — и. п., 3–4 — то же в другую сторону. Повторить 6–8 раз. Дыхание не задерживать.
Для улучшения мозгового кровообращения
1. И. п.: основная стойка. На счет 1 — руки за голову, локти развести пошире, голову наклонить назад. 2 — локти вперед. 3–4 — руки расслабленно опустить вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
2. И. п.: стойка «ноги врозь», кисти сжать в кулаки. 1 — резкий мах левой рукой назад–вверх, правой — вперед–вверх. 2 — встречными махами переменить положение рук. Повторить 6–8 раз. Темп средний.
3. И. п.: сидя на стуле. 1–2 — отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3–4 — наклонить вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

Подготовлено Галиной Гульской
Источник -medvestnik.by

Комментарии закрыты.