Шептать и петь — заикание преодолеть

Пятилетний сын ни с того ни с сего стал заикаться. Дети дразнят его, проблема усугубляется… Ядвига Л., Минск. Учитель­логопед РКБ патологии слуха, голоса и речи Наталья ФУРМАНЕНКО:   — Заикание — одно из наиболее сложных речевых расстройств, нарушающее общение, отрицательно влия­ющее на формирование личности.   Чтобы внезапно наступившее заикание у ребенка не перешло в хроническую форму, нужно как можно скорее обратиться к учителю­логопеду и невропатологу. Врач назначает успокаивающие, общеукрепляющие средства. Кроме того, в семье важно создать спокойную обстановку: исключить чрезмерные нагрузки — физические и эмоциональные (например, просмотр телепередач), устранить факторы, вызывающие волнение и психические переживания. Ребенок нуждается в доброжелательном отношении со стороны родителей; однако не следует его заласкивать, задабривать игрушками и сладостями, потворствовать капризам — это способствует усилению заикания.   В течение месяца речевое общение ребенка с окружающими рекомендуется ограничить до минимума; близкие в этот период в присутствии ребенка общаются шепотом. Полное прекращение речи допускается в случаях, когда детей удается убедить, что временное молчание нужно для выздоровления от какой­либо болезни, ни в коем случае не упоминая при этом о заикании. Не вступайте в явную борьбу с запинками — сохраняйте спокойное отношение к неправильной речи ребенка. Он не должен осознавать свой речевой недостаток; в его присутствии не произносите слов «заикание», «заикается» и т.п. Не побуждайте ребенка к повторению слов и фраз, не исправляйте ошибки в речи.   После 2–3 дней молчания переходите к шепотной речи, представляя это как игру, в которой дети называют действия — свои и любимых игрушек. Организуйте совместные творческие занятия, такие, как лепка, рисование, конструирование и т.д. Постепенно размеренные несуетливые движения должны войти у ребенка в привычку. Начинайте с ним петь через неделю с момента возникновения заикания — это способствует формированию правильного речевого дыхания без специальных упражнений и не требует сознательного участия ребенка. Следующий этап — переход к негромкой озвученной речи в замедленном, как бы растянутом темпе. Далее — постепенное возвращение к речевой активности.   В это время близкие должны особенно тщательно следить за своей речью. Обращаться к ребенку нужно короткими, ясными, четкими и неторопливо произносимыми фразами. Во время игр взрослый повторяет слова (фразы) за ребенком, который, подражая — за взрослым; слова (фразы) произносятся одновременно, затем ребенок говорит самостоятельно.   2 раза в день по 10–12 минут (обязательно — во время игры, лепки или рисования) нужны занятия в виде вопросов и ответов; используются загадки, стихотворения, диалоги.   Щадящий речевой режим, поддерживаемый как минимум в течение месяца, следование рекомендациям врача помогут решить проблему заикания.

Подготовлено Галиной Гульской
Источник -medvestnik.by

Комментарии закрыты.