Близорукость — обратная сторона медали. Школьной

До 30% белорусских школьников страдают близорукостью. За годы учебы распространенность патологии возрастает с 4,1–8,6% в начальных классах до 46–52% в выпускном. Чаще к снижению остроты зрения приводит длительная работа глаз на близком расстоянии от предметов, которой становится все больше по мере усложнения школьных программ. Валентина ИВАНОВА, доцент кафедры глазных болезней БГМУ:   — Близорукость — основная причина нарушения зрительных функций у школьников. В механизме ее развития выделяют 3 основных звена: наследственную предрасположенность (один или оба родителя имеют близорукость, особенно — высокой степени), фактор «слабая аккомодация + зрительная работа на близком расстоянии», слабость склеры, для которой нормальное внутриглазное давление (ВГД) интолерантно. Чаще встречается школьная, или приспособительная близорукость, не приводящая к инвалидности. При ослабленной аккомодационной способности интенсивная зрительная работа на близком расстоянии становит-ся для глаз непосильной нагрузкой. В ответ организм изменяет оптическую систему глаз так, чтобы адаптировать ее к работе на близком расстоянии без напряжения аккомодации. Это достигается за счет удлинения переднезадней оси глаза в период работы и формирования рефракции (преломляющей способности оптической системы глаза).   Печать интеллекта в оправе   Обычно школьники с близорукостью отличаются хорошей успеваемостью и сильным стремлением к достижению высоких результатов, сколь бы трудно они ни давались. А к психологическим особенностям, обусловленным длительным и существенным снижением остроты зрения, необходимостью постоянной очковой или другой коррекции, относятся концентрация личностных проблем в области зрения, высокий уровень тревожности, неадекватная самооценка с тенденцией к занижению, ограничение социальных контактов, конфликты дома и в школе. Среди девочек миопия встречается чаще (30–32% случаев против 22–26%). Причина такого неравенства заключается не в особой предрасположенности женского пола к развитию заболевания, а в большей старательности и лучшей успеваемости. Поэтому важно, чтобы педагоги и родители несколько снизили требования к успеваемости детей с прогрессирующей близорукостью, а психологи проводили с такими школьниками (лучше с младших классов) психокоррекционные занятия. Интенсивность прогрессирования миопии замедляется по мере взросления. Однако ускоренный рост (как и его задержка) может способствовать и развитию заболевания. В подобных случаях показана консультация педиатра, диагностика и коррекция возможных функциональных обменных нарушений.   Растворим миопию?   Некогда широко применявшийся 1% раствор атропина (от 0,1% — в детской практике) сейчас используется редко. Атропин хорошо устраняет спазм аккомодации, вызывает выраженный и стойкий мидриаз и циклоплегию, но, являясь сильнейшим холиноблокатором (иначе говоря — нейротропным ядом), ослабляет и без того ослабленный аккомодационный аппарат. Нынче для диагностики и лечения применяются аналоги атропина короткого действия (мидриацил, тропикамид). Но все же некоторые офтальмологи стараются свести их использование к минимуму. Хорошая альтернатива атропину — 1% раствор мезатона, который стимулирует адренергические нервные волокна радужки и цилиарного тела, позволяет добиться мидриаза и некоторого расслабления тонуса цилиарной мышцы за счет сокращения радиальных мышечных волокон — в результате активируются процессы дезаккомодации, улучшаются рефракционные показатели и объем сокращения цилиарной мышцы. В настоящее время вместо мезатона рекомендуют 2,5% раствор ирифрина (выпускается в виде глазных капель во флаконе с капельницей): длительное применение адренергических препаратов вызывает некоторое сужение кровеносных сосудов глаза. Средства, снижающие внутриглазное давление, назначаются редко, поскольку фактор повышения ВГД при близорукости является вторичным, обусловленным снижением сократительной способности цилиарного тела.   На выполнение домашнего задания отводится: •           ученики 1–2 классов — до 1,5 ч., •           ученики 3–4 классов — до 2 ч., •           старшеклассники — до 3–4 ч.   Свету и стены помогают   Неблагоприятные для зрения гигиенические условия влияют на развитие мио­пии, поскольку побуждают чрезмерно приближать глаза к объекту зрительной работы.   Для предупреждения школьной близорукости: •           в классе и на рабочем месте световой коэффициент (отношение застекленной площади окон к площади пола) должен составлять 1:5; •           необходимо содержать окна в чистоте, не ставить на подоконники ветвистые растения и другие предметы, располагать светлые раздвижные занавески по краям оконного проема (окно можно зашторивать только для устранения слепящего действия прямых солнечных лучей); •           для повышения уровня естественной освещенности, которая зависит от степени отражения дневного света от потолка, стен, мебели, следует окрашивать потолки и рамы в белый цвет, стены — в светло­серый, светло­бежевый или светло­салатовый, отдавать предпочтение мебели светлых тонов; •           окрашенные потолки и стены должны быть матовыми; •           место для занятий следует расположить у окна; •           при использовании люминесцентных ламп искусственная освещенность должна составлять 300 лк, при освещении лампами накаливания — 150 лк; необходимо, чтобы свет был мягким (матовая лампочка), не бил в глаза, но равномерно освещал рабочее место; •           в пасмурную погоду и в вечернее время следует использовать лампу на 60–100 Вт; •           во время письма, рисования, черчения источник света должен располагаться спереди и слева, при чтении может находиться справа; •           важно, чтобы текст контрастировал с тоном бумаги, на которой напечатан; бумага для письма должна быть белой, чернила — темными, клас­сная доска — матовой черной или темно­коричневой, а мел — хорошего качества; •           нельзя приступать к выполнению домашнего задания сразу после школы (лучше — через 2 ч.); важно чередовать зрительную работу с отдыхом для глаз, устраивая через каждые 30–40 мин. занятий 10­минутный отдых; •           при правильной посадке каждая нога всей ступней достает до пола или до подставки, угол между туловищем и бедрами, бедром и голенью — прямой, спина поддерживается спинкой стула, предплечья свободно опираются на крышку парты или стола, имеющую наклон в 12–15°, тяжесть головы, находящейся почти в прямом положении, приходится на позвоночник; •           не рекомендуется читать лежа, а также в транспорте: в положении лежа на спине не обеспечивается правильная освещенность, на боку — глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого объекта, что вызывает зрительное утомление и головные боли; чтение во время езды сопровождается зрительным дискомфортом, обусловленным вибрацией транспорта; •           при просмотре телевизора (только — в хорошо освещенной комнате) рекомендовано находиться на расстоянии не менее 2,5 м от экрана, продолжительность просмотра для детей дошкольного возраста не должна превышать 30 мин., младшего возраста — 1 ч., старшеклассников — 2 ч.; •           в период болезни и выздоровления нельзя давать ребенку в кровать книжки или мелкие игрушки, поскольку патология ослабляет детский организм в целом и неблагоприятно влияет на зрительную систему; •           летние каникулы лучше проводить за городом, в хорошо озелененной местности, сократив до минимума зрительную работу и увеличив время на подвижные игры, занятия спортом.

Подготовлено Галиной Гульской
Источник -medvestnik.by

Комментарии закрыты.