Аутизм: уйти в себя, чтобы вернуться?

Детский аутизм, который проявляется погружением ребенка во внутренний мир, обычно выставляется с 4–5 лет. И преимущественно — при нарушении социального взаимодействия, отсутствии эмоционального реагирования на вербальные и невербальные контакты, стереотипном поведении, недостаточном использовании речи, которая к тому же отличается монотонными интонациями и однообразным ритмом. Однако специалисты заинтересованы в установлении достоверных признаков заболевания в более раннем возрасте — тогда лечение будет эффективнее, а инвалидизация менее вероятна. Какая теория ближе к практике?   Существует много теорий развития аутизма в детстве. В основе неврологических — гипоплазия червя мозжечка и ствола головного мозга, увеличение боковых желудочков головного мозга и истончение их стенок. Нейрофизиологические теории указывают на нарушение созревания и миграции клеточных популяций в коре больших полушарий, гиппокампе и базальных ганглиях; неправильное формирование межполушарных связей; прекращение функционирования значимых нейронных сообществ или остановку нейроонтогенеза; повышение уровня аутоантител к фактору роста нервов в сыворотке крови в активный период заболевания.
Биохимические теории опираются на нарушение обмена серотонина, катехоламинов (рост уровня адреналина и норадреналина в плазме крови) и дофамина; повышенное содержание в крови адренокортикотропного гормона и кортизола; гиперчувствительность дофаминовых рецепторов. Генетические теории опираются на тот факт, что родственники 1-й степени родства заболевают аутизмом в 50 раз чаще, чем остальная популяция; страдающие аутизмом встречаются у 35% монозиготных пар близнецов. Детский аутизм нередко сочетается с наследственной патологией (фенилкетонурией, туберозным склерозом, нейрофиброматозом, часто — с синдромом ломкой Х-хромосомы, который наблюдается у 1 из 4–5 больных мальчиков), а также с иммунными заболеваниями и психологическими расстройствами (нарушение взаимодействия больных во многом обусловлено эмоциональной холодностью, властностью, эгоцентричностью, чрезмерной рациональностью родителей, особенно — матери). Выделяют опиоидную концепцию; согласно ей заболевание возникает вследствие избыточного количества пептидов, влияющих на нервную передачу в ЦНС, которые, возможно, образуются в результате неполного расщепления некоторых пищевых веществ (глютелинов — из пшеницы, ячменя, ржи, овса; казеина — из молока и молочных продуктов) или снижения активности пептидаз в ЖКТ. Некоторые ученые рассматривают аутизм как вынужденную самоизоляцию в условиях непонятного и пугающего внешнего мира.   Спектр нерадужных симптомов   Раннее установление аутизма базируется на истории развития ребенка, тщательных педиатрическом, неврологическом и психиатрическом обследованиях, видеозаписи взаимодействия малыша с родителями. Диагноз может быть поставлен только врачом-психиатром при наличии всего спектра симптомов при длительно сохраняющемся нарушении общения. Симптомы в возрасте до 6 месяцев: — отсутствие контакта с матерью и окружающими (равнодушие к голосам и лицам, «скользящий» взгляд); — нарушения поведения (чрезмерная заторможенность или, напротив, беспорядочная двигательная активность) и перцептивных процессов (неподвижный взгляд, безразличие к звукам); — расстройства мышечного тонуса (гипертония, но чаще — гипотония, не связанная с очевидной неврологической патологией); — психомоторные нарушения (ребенок не делает встречное движение, когда его собираются взять на руки, не принимает удобную позу на руках у взрослого); — упорное, но преходящее косоглазие; — проблемы с питанием и сном («тихие» бессонницы с широко открытыми глазами или бессонницы, сопровождающиеся двигательной активностью); — отсутствие вокализации (или ее бедность), улыбки при виде человеческого лица (последняя обычно появляется в 2–3 мес. и характеризует способность ребенка к общению). Симптомы в возрасте от 6 месяцев до 1 года: — активный поиск сенсорных стимулов, приводящих к экстатическим состояниям (фиксация взгляда на светящихся, крутящихся предметах, шевеление пальцами перед глазами); — повышенный интерес к необычным предметам; — отсутствие тревоги при виде постороннего человека и во время разлуки с людьми, которые ухаживают за ребенком. Симптомы в возрасте до 2 лет: — неразвито совместное внимание (в норме возникает в 9–14 мес., проявляется сосредоточенностью ребенка на предмете и попытками взглядом или указательным жестом привлечь внимание другого человека к вещи); — отсутствует игра «понарошку», в которой предметы используются так, как если бы имели другое свойство (аутичные дети манипулируют ими, не проявляя интереса к назначению); — аномалия походки с отсутствием опоры на всю стопу; — эпизоды аутоагрессии; — развитие фобий.   Медикаментозное лечение   Пока не созданы препараты, обеспечивающие полное выздоровление или значительное улучшение состояния больных. Частичная эффективность медикаментозной терапии наблюдается лишь в четверти случаев.
Применяемые группы препаратов: — нейролептики атипичные (рисперидон, клозапин, оланзапин) и типичные (галоперидол, хлорпротиксен, неулептил и др.) рекомендованы в небольших дозах, преимущественно — в активном периоде заболевания для уменьшения двигательного возбуждения, расторможенности, стереотипий и снижения агрессии, аутоагрессии, ухода в себя; — транквилизаторы (диазепам, лоразепам, феназепам, клоназепам) используют редко, на короткие периоды, чаще — при расстройстве сна, наличии тревожной симптоматики, состояний острой ажитации; — антидепрессанты (флувоксамин, кломипрамин, сертралин) — не специфичны для лечения аутизма, однако могут назначаться в подростковом периоде, когда у больного появляются депрессивные эпизоды, обусловленные осознанием своих ограничений; — ноотропы (пирацетам, аминалон, пикамилон, фенибут, пантогам, глицин, энцефабол, когитум, церебролизин, церебрамин) применяются при стабильных состояниях устойчивого аути-стического дефекта; — витамины (чаще — группы В, а также С, Е); — поливитамины; — средства, улучшающие мозговое кровообращение (кавинтон, винпоцетин, стугерон, циннаризин), назначаются курсами;
— диуретики (диакарб, триампур, фуросемид) используются при острых состояниях возбуждения и гипертензивном синдроме.   Психотерапия:   — поведенческая терапия направлена на выработку у больного способов поведения и адекватного решения задач; — программа ТЕАССН представляет собой преемственную  последовательность специальных методик, используемых в течение всей жизни аутичного человека; в основе — специальная организация пространства и времени, создание условий, отвечающих особенностям ребенка; — эмоционально-уровневая терапия учитывает компенсаторные формы защиты при аутизме; — групповая терапия основана на подходе, согласно которому для соответствия возрастной норме и слияния с социумом аутичные дети обучаются вместе с нормально развивающимися сверстниками; — холдинг-терапия (от англ. hold — держать) предусматривает почти насильственное удержание матерью ребенка на руках, поскольку отсутствие физической связи между ними считается центральным нарушением при аутизме; — телесно-ориентированная терапия помогает больному осознать свое тело и научиться управлять им; — эстетопсихотерапия (арт-терапия, лечение с помощью животных, эвритмия; музыкальная, танцевальная, креативная, театральная, музейная терапия); — метод облегченной коммуникации заключается в том, что дети выражают свои мысли, внутренние переживания, печатая на компьютере: сначала — с помощником, поддерживающим руку; затем, запомнив расположение букв на клавиатуре, — самостоятельно.   Логопедическая коррекция   1-й этап: предусматривает использование сопряженной речи — ребенок учится повторять за логопедом короткие фразы, рассматривая при этом рисунки с произносимыми объектами (в некоторых случаях восстановление речи начинают с уровня фонем и слогов, постепенно переходя к словам). 2-й этап: ребенок учится определять предметы, действия, события, изображенные на картинках и названные логопедом. 3-й этап: основан на использовании вопросов, в которых содержится почти полный ответ, требуемый от ребенка (вопросы сопровождаются наглядным материалом). 4-й этап: появление у больного экспрессивной речи. Для развития мелкой и крупной моторики применяются физиотерапия, ЛФК, массаж.

Подготовлено Галиной Гульской
Источник -medvestnik.by

Комментарии закрыты.