Невыносимая жизнь в 16 лет?

Детям надо чаще говорить о значении и ценности жизни. Никогда прежде не было столько самовольных прекращений ее на земле, как в наше время. Врачи, воспитатели, учителя должны предупреждать о последствиях столь отчаянных поступков. Когда взрослым следует насторожиться? Демонстрация разлада   — Когда ребенок размышляет о малой ценности жизни, фантазирует о собственной смерти, его посещают мысли о самоубийстве, и он даже готовит план, как это сделает, а впоследствии пытается совершить такую попытку (парасуицид) или самоубийство (суицид).   Демонстративное суицидальное действие —
это реакция на психотравмирующую ситуацию.
Поэтому парасуицид или суицид совершаются
чаще всего девочками в присутствии
«конфликтогенного» лица.
  Для подростков с инфантилизмом характерно импульсивное суицидальное действие. Парасуицид или суицид они совершают внезапно, в состоянии аффекта. Провоцируют это внешние психотравмирующие ситуации. Отсутствие жизненного опыта, неосведомленность детей и подростков относительно опасности для жизни различных веществ делают сложным разграничение истинного и демонстративного поведения. Попытки самоубийства совершаются с истинным желанием умереть при помощи… витаминов, шампуня, мыла. Причем несчастные уверены, что оперируют опасными для жизни веществами. Подростки, желая воздействовать на окружающих, совершают демонстративные суицидальные попытки, используя токсичные лекарственные препараты (транквилизаторы и т. д.). Эти поступки ведут к тяжелым последствиям, иногда к смерти. До 9 лет суицидальное поведение встречается крайне редко. Его пик приходится на 16–17 лет. Такое поведение в большинстве случаев направлено не на самоуничтожение, а на восстановление социальных связей с окружающими (родителями, любимыми, сверстниками и т. д.). Суицидальная молодежь хочет уйти от обстоятельств, которые считает невыносимыми, хотя непосильных испытаний в жизни не бывает. Суицидоопасными являются пренебрежение ребенком, насилие по отношению к нему; переживание утраты взаимоотношений из-за несчастной любви, смерти близких, развода родителей, переезда на другое место жительства и многое другое. Семья очень влияет на детей. 92% суицидов связаны с неблагополучием в ней. Как правило, это неполные, конфликтные, алкоголизирующиеся семьи. В таких часты авторитарность, жестокость родителей, неправильное воспитание. Даже в нормальной семье порой вырабатываются высоко-нравственные установки, которые противоречат реальной жизни, приводят к завышенным требованиям к себе и окружающим. Отсюда — депрессивные реакции, связанные с «потерей веры в людей». Поэтому и во внешне благополучной семье наблюдаются суицидальные тенденции у детей. С 1997 г. по 2006 г. в Минске покончили жизнь самоубийством 45 подростков и 8 детей до 14 лет. Уровень суицидов колебался от 2–3 случаев на 100 тыс. подросткового населения ( 2003 г.) до 10 ( 2001 г.); тенденция к росту показателя не прослеживается. Аналогичный показатель среди детей до 14 лет: от 3 случаев на 100 тыс. детского населения ( 2000 г.) до 8 ( 2005 г.). C 1997 г. по 2006 г. в Минске зарегистрировано 1279 попыток свести счеты с жизнью среди подростков и 291 — среди детей до 14 лет. Уровень парасуицидов у подростков: от 86 случаев на 100 тыс. подросткового населения ( 2002 г.) до 265 ( 1998 г.). За последние четыре года отмечается снижение парасуицидов среди подростков в 1,4 раза. Уровень парасуицидов среди детей: от 5,5 случаев на 100 тыс. детского населения ( 2006 г.) до 14,6 ( 1999 г.).   Мифы о самоубийствах   Первое заблуждение. Дети и подростки, говорящие о самоубийст-ве, никогда не совершат его. Наоборот, те, кто сводят счеты с жизнью, говорят об этом, раскрывая свои намерения. Угрозу надо сразу воспринять как бессознательный зов о помощи, защите. Если пренебречь этим и если нет никого, заинтересованного помочь, подросток может выбрать метод и время самоубийства. Второе заблуждение. Пережившие суицидальную попытку будут всегда чувствовать себя в безопасности, и им больше не придет в голову подобная мысль. Третье заблуждение. Попытки самоубийства присущи только психически больным детям и подросткам. Четвертое заблуждение. Тенденция к самоубийству наследуется. На самом деле, достоверных данных о генетической предрасположенности нет. Однако предыдущий суицид в семье может быть деструктивной моделью для подражания. Пятое заблуждение. Ничто и никто не может остановить ребенка или подростка, если тот решил покончить с собой. На самом деле, такие дети разрываются между желаниями жить и умереть. Они хотят, чтобы их страдания закончились, и в то же время стремятся найти выход из тупика, да вот беда — их «крик о помощи» остается не услышанным семьей и друзьями.    Как помочь в кризисе?   установить заботливые взаимоотношения, встать на позицию уверенного принятия отчаявшегося ребенка или подростка; не морализировать, не спорить; не предлагать неоправданных утешений: «Ничего, ничего, у всех подростков такие же проблемы, как у тебя»; стать внимательным слушателем. Ваше участие, сочувствие, умение выслушать будут большим облегчением для отчаявшегося человека; вселять надежду; не оставлять ребенка или подростка одного в ситуации суицидального риска; обратиться за помощью к специалистам — психологам, психотерапевтам, психиатрам, если есть необходимость — к священнику. Родительская любовь сводит к минимуму детско-подростковые проблемы. Она позволяет ребенку чувствовать себя нужным, отражать эту любовь вовне, формирует у него адекватную самооценку, оптимизм, чувство собственного достоинства. Участие семьи в кризисной ситуации и в момент реабилитации признано во всем мире ключевым фактором успешной помощи. Внимательные близкие могут распо-знавать ранние симптомы кризиса; обеспечить его быстрое разрешение, вовремя обратиться к специалистам (психологу, психотерапевту, психиатру); оказывать друг другу эмоциональную поддержку; найти пути выхода из ситуации, в том числе и соблюдение предписанного медикаментозного и психотерапевтического лечения. Дети и подростки, предпринявшие попытки самоубийства, с импульсивными и демонстративными суицидальными действиями, связанными с конфликтами (дома, в школе, в среде сверстников), в первую очередь нуждаются в тщательной психопедагогической, психотерапевтической помощи. Не оставляйте их один на один с дурными мыслями. Убеждайте в ценности жизни и жизненного опыта. Учите преодолевать трудности и встречать неприятности с долей здорового оптимизма. В конце концов, все преходяще: и плохие отметки в школе, и неудачная любовь, и разочарование в друзьях.   «Маяки» надвигающегося шторма   Дети и подростки пытаются всяческими путями дать взрослым понять о своем смятенном душевном состоянии. К ранним симптомам кризиса относятся: • проблемы со сном, потеря аппетита, резкие изменения в поведении и внешности; • утрата интереса к любимым занятиям; • склонность к уединению и отчуждению; • неожиданное ухудшение успеваемости; • отказ от посещения школы; • слезы без видимой причины; • разговоры о смерти, записки о самоубийстве; • раздача своих вещей.   Но существуют факторы суицидального риска, специфичные для детско-подросткового возраста: • нарушение или утрата межличностных отношений; • жестокость, насилие, отверженность в семьях; • одиночество и социальная изоляция; • нежелательная беременность; • тяжелое психическое расстройство (особенно депрессия); • суициды в семейном анамнезе; • парасуициды, другие аутоагрессивные действия в прошлом; • злоупотребление алкоголем, токсическими и наркотическими веществами; • проблемы в школе; • эндокринная перестройка организма; • возрастная эмоциональная лабильность; • незавершенность процессов социально-психологического созревания и связанные с ними возрастные реакции эмансипации, негативизма и т. д.; • наличие нарушений развития (инфантилизм, акселерация). При оценке риска важен анализ взаимодействия нескольких факторов. Родителям нужно не просто насторожиться, а стабильно под-держивать ребенка, обратиться к специалисту за помощью. Психическая патология, недавняя утрата отца, матери, любимого человека, употребление психоактивных веществ и суицидальные попытки в прошлом — наиболее важные предпосылки суицидов.   Адреса помощи детям и подросткам, находящимся в кризисной ситуации (Минск):   • служба неотложной телефонной помощи для детей и подростков — 315–00–00, •  детско-подростковый психоневрологический диспансер — ул. Кунцевщина, 22, • кафедра детской психиатрии и психотерапии БелМАПО — ул. Кунцевщина, 22, • кафедра психиатрии и медпсихологии БГМУ (консультации) — Долгиновский тракт, 152.

Подготовлено Галиной Гульской
Источник -medvestnik.by

Комментарии закрыты.