«Глюки» — за школьной партой

Владимир МАКСИМЧУК, главный нарколог Минздрава, канд. мед. наук   Большинство из зарегистрированных в стране наркопотребителей — лица до 35 лет — 84,5%. Из них: моложе 15 лет — 2,9%, 15–19 лет — 10,3%, 20–24 лет — 22,4% и 25–34 лет — 48,9%. По сравнению с 1994 г ., число пациентов с нарко(токсико)маниями в возрастных группах до 15 лет и 15–19 лет увеличилось в 14,5 и 3,5 раза соответственно.

Согласно соцопросу студентов опыт пр Владимир МАКСИМЧУК, главный нарколог Минздрава, канд. мед. наук   Большинство из зарегистрированных в стране наркопотребителей — лица до 35 лет — 84,5%. Из них: моложе 15 лет — 2,9%, 15–19 лет — 10,3%, 20–24 лет — 22,4% и 25–34 лет — 48,9%. По сравнению с 1994 г ., число пациентов с нарко(токсико)маниями в возрастных группах до 15 лет и 15–19 лет увеличилось в 14,5 и 3,5 раза соответственно.

Согласно соцопросу студентов опыт применения ПАВ имели 16,7%. Причем, 6,8% употребляли наркотики, по меньшей мере, 1 раз, 9,3% — несколько, а 0,6% — многократно. Подавляющее большинство из признавшихся курили марихуану — 78,8%; принимали наркотики внутрь — 30,8%; вводили наркотики инъекционным способом 3 студента — 5,8% потребителей.

В 2006 г . реабилитацию и ресоциализацию наркологических больных осуществляли несколько реабилитационных центров, созданных неправительственными общественными организациями (НПО) и христианскими миссиями.

Подобные услуги начинают оказывать и в некоторых государственных наркоучреждениях, но они не в состоянии обеспечить реабилитацию всем желающим. В 2006 г . на базе Гродненского областного клинического центра «Психиатрия–наркология» впервые в республике открыто стационарное наркоотделение для лечения и реабилитации больных наркоманией, в котором активно используются психотерапевтические методики на основе Миннесотской модели реабилитации зависимых. Согласно этой модели реабилитация происходит с участием врача-нарколога, врача-психотерапевта, консультанта терапии зависимости, священнослужителей, а также выздоравливающих пациентов (со сроком трезвости не менее 3 лет). Знакомство пациентов с движениями «Анонимные алкоголики» и «Анонимные наркоманы» проходит посредством спикерских собраний в отделении больницы.

Анализ зарубежного опыта показал, что самыми эффективными моделями профилактики считаются варианты формирования необходимых жизненных навыков (далее — ФЖН). Некоторые дети, даже когда подвергаются многим факторам риска, не употребляют наркотики и алкоголь. Исследования показывают, что от этого их удерживает целый ряд защитных навыков и условий: чувство юмора, внутренний самоконтроль, целеустремленность, важность взаимоотношений, по крайней мере, с одним взрослым человеком помимо родителей (это может быть и более взрослый «трезвый» подросток, и учитель), привязанность к законам и нормам общества, школы, общины, семейным стандартам, исключающим употребление алкоголя и наркотиков. В Германии программа первичной профилактики включается в действие в младшей школе. Существует поурочная разработка по антинаркотическому обучению младших школьников, включаемая в годовой учебный план.

Самыми распространенными в мире мерами первичной профилактики являются образовательные антиалкогольные и антинаркотические программы. Вместе с тем, программы, ориентированные только на информацию о негативных последствиях упо-требления психоактивных веществ, оказываются менее результативными, чем обучающие адаптивному стилю жизни, навыкам общения, критическому мышлению, умению принимать решения и противостоять в ситуациях предложения психоактивных веществ.

В основу программы обучения легли 7 стадий принятия решения:

1.         всестороннее рассмотрение широкого спектра альтернативного поведения;

2.         рассмотрение всех целей, которые должны быть достигнуты, и оценка ценностей, связанных с совершаемым выбором;

3.         тщательное взвешивание того, все ли отрицательные последствия, наряду с положительными, известны применительно к каждому образу действий;

4.         активный поиск информации, важной для оценки альтернатив;

5.         объективная оценка поступающей информации и полученных мнений экспертов, даже если они идут вразрез с тем образом действий, к которому изначально склонялся индивид;

6.         повторная оценка положительных и отрицательных последствий всех известных альтернатив, даже тех, которые изначально рассматривались как неприемлемые, прежде чем будет принято окончательное решение;

7.         составление детального плана осуществления избранного курса поведения, учет возможности его изменения в случае реализации нежелательных последствий.  

Подготовлено Галиной Гульской
Источник -medvestnik.by

Комментарии закрыты.