Учиться жить с шизофренией

У больных ею в 1,5–2 раза меньше рецидивов после психообразования В реабилитации психических расстройств новое перспективное направление, позволяющее улучшить прогноз болезни, — психообразование. Поэтапная система психиатрического просвещения пациентов и их родственников помогает преодолеть страх и стыд, вызванные наличием психического заболевания.
Обычно родственники стараются скрыть от окружающих факт психической болезни у члена семьи; родители винят себя в том, что плохо воспитывали ребенка, уделяли ему недостаточно внимания. Многие не обращаются за психиатрической помощью, даже понимая ее очевидную необходимость: визит к психиатру считают позором, а лечение у него — клеймом на всю жизнь. Бывает так: родственники убеждены, что неадекватное изменение поведения, странные высказывания об идеях преследования, слуховые галлюцинации в виде голосов являются не симптомами психической болезни, а сглазом или порчей. И вместо того, чтобы получить квалифицированную помощь у специалиста, идут к экстрасенсам, натуропатам, целителям. В некоторых семьях проявления психической болезни отрицают, расценивая ее как следствие скверного характера родственника. В результате лечение заболевших психическими расстройствами откладывается на месяцы и даже годы; учащаются рецидивы и ухудшается прогноз заболевания.
В 30% случаев домочадцы лиц, страдающих шизофренией, не имеют представления о том, какое у тех заболевание. Цели психиатрического просвещения: — пособствовать направлению больных к врачу, — информировать пациентов и их родственников о конкретных психических расстройствах, — привлекать всю семьи к активному участию в лечебно-восстановительных мероприятиях, — обучать методам решения специфических проблем, связанных с заболеванием, — обеспечивать обмен опытом по уходу за больными и поддержку в кризисных ситуациях. По данным исследований американских ученых, частота рецидивов у больных шизофренией, участвовавших в психообразовании, в 1,5–2 раза меньше, чем у пациентов, получавших только медикаментозное лечение. Благодаря психообразованию значительно увеличивается число трудоустроенных пациентов. Психообразовательная школа для пациентов и их родственников почти 3 года назад создана на базе Минского городского психоневрологического диспансера. На занятиях врач-психиатр-реабилитолог и психолог рассказывают о причинах развития психических заболеваний, в т.ч. — шизофрении, об основных клинических проявлениях, способах лечения и реабилитации; обучают методикам релаксации, позволяющим снизить уровень психоэмоционального напряжения: аутотренингу, нервно-мышечной релаксации. Важная задача психообразования — формировать у пациентов и родственников правильное отношение к назначенному врачом медикаментозному поддерживающему лечению. Многие пациенты после выписки из стационара не принимают лекарств, ошибочно считая, что улучшение состояния означает полное выздоровление. Других вводит в заблуждение обывательское мнение, что медикаменты вредны и вызывают привыкание. Специалисты аргументированно объясняют: самостоятельная отмена препаратов приводит к усугублению течения болезни, к частым госпитализациям. Средний цикл для пациентов — 10–15 занятий (с периодичностью 2 раза в неделю), проводимых в форме групповой психотерапии. За год в психообразовательной группе участвовали 97 пациентов: 16 из них социально адаптированы — одни нашли работу, другие продолжили обучение. У многих расширился круг общения, наладились взаимоотношения в семье.

Подготовлено Галиной Гульской
Источник -medvestnik.by

Комментарии закрыты.